Казахстан, часть вторая

      18 июля мы прибыли в Актюбинск. Честно говоря, в городе испытал некоторую подавленность; может свою роль сыграл номер гостиницы, а может - откровенно наплевательское отношение администрации к своим постояльцам. При нас в гостиницу вселялись ребята из оркестра, который приехал выступать в городе на каком-то там мероприятии. Ребята приехали поездом из какой-то другой области Казахстана, но были шокированы откровенно плохим приёмом. Номера были как будто специально разгромлены кем-то. Один пьяный оркестрант дико поносил матом всю гостиницу и особенно её управляющего и при этом часто повторял: «вы нас встречаете, как будто мы – узбекский поезд», из чего я сделал, к сожалению, недвусмысленные выводы о некоем национализме, произрастающем среди некоторых казахов… Впрочем, не буду лезть не в своё дело, сам я этим не болею и всегда проповедую терпимость, равенство и любовь ко всем нациям!

      Наш номер был, видимо, очень похож на все остальные – в ванной подтекало. Сама дверь в ванную (и туалет) вообще не закрывалась плотно. Но зато во дворе гостиницы через некоторое время начал репетицию тот самый «пьяный» оркестр, что я и заснял на видео. Обратите внимание, парень с духовым инструментом в задних рядах вышел играть прямо с бутылкой пива, к которой он периодически прикладывается. Кроме того, играют они что-то такое весёлое, может даже национальное, в общем – стоит послушать и посмотреть.


      Всего одну ночь провели мы в неприветливом номере актюбинской гостиницы – и вот мы снова в пути (выехали 19 июля)! Нам не терпелось испытать на себе самый длинный (для нас) перегон на пути на юг: по трассе расстояние от Актюбинска до Аральска составляет 622км! Это означало, что, как минимум, неделю мы будем ночевать в степи, без всяких гостиниц, ванных комнат и прочих благ цивилизации. Впрочем, мы еще не знали, что настоящие испытания начинаются только там, где трасса заворачивает на юг (в городке Карабутак). Пока же мы неспешно катили свои байки на запад – в сторону небольшого городка Хромтау, что в переводе означает «горы хрома». Близ этого города добывают хром – а это крупнейшее в мире месторождение хромитовой руды. Нетрудно догадаться, что месторождение и дало начало самому городку. В город мы прибыли под вечер, проехав около сотни километров. Там мы немного задержались – на местном стадионе проводился интересный праздник, выступали различные артисты, в частности, какой-то народный певец Казахстана что-то красиво выводил. Жаль, я не заснял это мероприятие на камеру. А вот, собственно сами «хром тау», то есть горы хромитовой руды близ города.



      Мы встали лагерем в нескольких километрах от города. В степи была найдена небольшая ложбинка, которая защищала от разыгравшегося ветра. Несмотря на жару, вечером, после захода солнца, в степи может быть несколько прохладно. Лёнич даже натянул шапку и готовит ужин на горелке.





закат над Хромтау

      Австрийские путешественники – одни из многих, встреченных нами в пути.



      А вот это совсем не к чести казахских властей: отстатки сепаратистских настроений дают о себе знать. Советские названия городов совершенно нелепо заклеены, а видны только современные, казахские. Установить новый знак, видимо, денег нет, а закрашивать, перечёркивать, нивелировать общее прекрасное советское прошлое - это мы с радостью!..


...зато Лёня и Тимур вышли тут в каких-то комичных позах! куда они смотрят? :)

      Наконец, в Карабутаке мы свернули на юг и начались суровые велосипедистские будни. До Аральска почти 400 километров практически безлюдных степей – под раскалённым солнцем, с постоянной жаждой, пересохшим ртом и желанием свалиться где-нибудь в тени и лежать, лежать, лежать… Но растительности вокруг нас не было совсем никакой – спрятаться было негде. Было такое ощущение, что с каждым десятком километров, пройденных в южном направлении, жара только усиливается. Как-то я стоял на обочине и отдыхал после очередного пробега, а велосипед случайно встал передним колесом на разметку, отделяющую обочину от проезжей части. Через некоторое время руль байка немного повело, я посмотрел вниз и с удивлением увидел, как разметка на дикой жаре поплыла под колесом и на белой линии остался смазанный след от протектора … Да, жара была такая, что уже в восемь утра, как только солнце чуть поднималось над степью, уже было невозможно дотронуться голыми руками до металлического котелка – я несколько раз так обжигался. Нам только оставалось надеяться, что к югу мы не превратимся в шашлык, как предсказывали уральские милиционеры, а наоборот, будем легче переносить жару. Что ж посмотрим, до юга еще очень далеко.




      После поворота на юг количество машин заметно уменьшилось, кожа людей потемнела, а количество приветствующих водителей вместе с тем – возросло. Там где людей меньше, отношения между ними всегда теплее. В крупных городах зачастую вообще можно не дождаться никакой помощи от постороннего человека. В сельской местности с этим традиционно лучше. Ну а на таких вот участках, как Карабутак – Уральск вам вообще поможет любой. Как-то в поисках живительной влаги мы заехали в некую придорожную строительную компанию (они, кажется, занимались трассой, чем там еще можно заниматься!). Мужики предложили нам самой лучшей воды из скважины (для них привозная, в цистерне. А с водой не только плохо в тех местах, вода еще и сама бывает невкусная и очень солёная!). Рабочие рассказали нам, почему у трассы встречается довольно много могил – этот вопрос, надо сказать, очень интересовал меня. Ну откуда взяться такому количеству могил, если здесь машина проезжает раз в 10-15 минут?



      Ну с кем ей сталкиваться? С ослом? Оказывается, еще несколько десятилетий назад нормальной, такой как сейчас, отличного качества дороги просто не было. Здесь, похоже, была обычная грунтовка, и весной её часто просто размывало, а машины застревали. Да, это похоже на какую-то страшную сказку, но тем не менее, водители часто просто умирали от жажды через несколько суток, т.к. вокруг на 50-100км нет никакого жилья, колодцев тоже нет, а по дороге редко кто рисковал ехать. Вот откуда взялось такое количество могил вдоль трассы. Нам рассказали, что водители собирались в Карабутаке машин по 10, чтобы ехать до Уральска – если что, кто-то сможет помочь другому или вытащить на буксире. Дорогой смерти прозвали эти места… Да что там! В один из тех дней мы сами чуть было не остались на ночь без воды! Это с отличной дорогой, без всяких непроходимых трясин и болот! На протяжении наверное 50 километров нам так и не встретилась чайхана, где можно было бы пополнить запасы воды (бесплатной или покупной – в тот момент нас мало беспокоило). Никаких аулов мы тоже не видели. В итоге день начал клониться к вечеру. Баклажки для воды были традиционно почти пусты. Мы гнали и гнали по трассе дальше – больше ничего не оставалось. Хотя Лёнич (по своему тайскому опыту) и говорил, что всегда есть последний вариант: встать на дороге и останавливать машины пустой баклажкой из-под воды. Все же, где есть люди - не пропадёшь. Но к вечеру движение не ахти какое. В итоге замечаем по левую руку на небольшом отдалении от дороги некое строение. Несколько минут совещаемся – если ехать туда (километр по грунтовке), узнавать, потом обратно – вообще потеряем время. Если не ехать – можно сегодня так и остаться без воды, а значит и без ужина. В итоге туда отправляется самый общительный из нас, а это, надо сказать, совсем не я. Мы стоим и терпеливо ждём, вглядываясь и пытаясь понять, насколько удачным было решение посетить домик. Вскоре выясняется, что за домиком еще есть ферма, и целый дворик. А живут там двое молодых казахов (20 и 29 лет), которые держат целое фермерское хозяйство в двести голов скота! Конечно, нам предложили остановиться, хотя и не в доме – он был так мал, что ребятам там ночевать только вдвоем. Но мы не расстроились. Самое главное – в маленькой рощице был колодец с водой!

      Двое казахов при ближайшем рассмотрении оказались казахом и татарином. Молодой - Алижан (или Алимжан, не расслышали, прости брат, для нашего русского уха ведь такие имена непривычны!) проявлял ко всему живейший интерес, много нас расспрашивал обо всем, приходил к нашему костру вечером и затем на утро. Ринат же был молчалив, немного стеснителен, сдержан. С ним мы тоже немного пообщались, хотя заметно меньше.


Алижан, наша троица и Ринат


Некоторые представители фауны с фермы Алижана и Рината.

      А вот и самые подходящие для такого климата животные. Хотя малость тихоходны по сравнению с нашими железными конями! Но зато и покрышки колючками не прокалывают, и заднюю втулку не надо менять через каждые 10000 км :)




вечером

      Видео, снятое в движении. Кручу педали, снимаю и попутно рассказываю накопившееся.


      А тем временем расстояние до Аральска медленно, но верно сокращалось. Мы спокойно миновали Шалкар, еще не зная, что там живут «педерасты» (об этом будет рассказано в своём месте текста!) и 24 июля въехали на территорию Кзыл-Ординской области - ну, теперь до Аральска почти рукой подать!



      Пошёл второй месяц путешествия. Еще никогда я не путешествовал так долго – максимум около трёх недель. Но сейчас я чувствовал себя совершенно нормально, единственное, что меня грызло – полная интеллектуальная пустошь в голове, сродни песчаным пустыням вокруг нас. Дело в том, что я привык заниматься хоть какой-то умственной деятельностью. Но вот уже месяц подряд мы только крутим педали, а вечером сил хватает только на установку палатки и готовку еды. Голова совершенно отвыкла думать. В связи с этим я одно время испытывал постоянное нервное напряжение, искал выход, пытался что-то сочинять в голове – но ничего не получалось. В итоге я оставил эти занятия и просто отдался поездке. Писать что-то можно и дома, потом, а сейчас главное – дорога и новые места. Люди.



      В завершении этой части - монолог кочевника в вечереющей степи. Мы временно разбрелись по палаткам, и есть несколько минут, чтобы снять небольшое видео. Некоторые вещи, о которых я рассказываю, я уже описал текстом, но всё равно стоит посмотреть и проникнуться настоящим духом степей!


Далее