Убийство Лангдармы монахом Дорже раскрывает центральный принцип тибетского буддизма и приближает к пониманию тибетской истории. Тибетские буддисты не учат тому, что ненасилие является единственно возможным ответом на зло или несправедливость. Тибетцы, подобно всем людям, не всегда придерживались принципа непротивления злу насилием. Я добрался до сути этой проблемы, когда спросил Далай-ламу о возможных ответах на старый философский вопрос: "А что, если бы я имел возможность убить Гитлера до того, как он начал убивать миллионы людей?"
"Теоретически говоря, - с неожиданной серьезностью произнес Далай-лама, - чтобы достичь большей пользы для большего числа людей, Вы можете прибегнуть к насилию. Этот принцип признается в буддийских школах Ваджраяна и Махаяна, и это один из постулатов, который отделяет их от буддизма Тхеравада". Буддизм Тхеравада - первая форма буддийского учения, существовавшая во времена Будды, сохранился сегодня в Юго-Восточной Азии и Шри-Ланке. Буддизм Махаяна и Ваджраяна (или тантрический буддизм) развился позднее в Индии, а в наши дни практикуется в Тибете, Китае, Японии и Центральной Азии.
"Есть известная буддийская история, - продолжил Далай-лама, - о пятистах купцах, плывущих по морю. Глава купцов узнал, что один из них хочет убить всех людей на судне. Тогда, чтобы не только спасти людей, но и уберечь этого человека от греха, глава купцов взял на себя грех и сам убил злоумышленника до того, как тот успел что-нибудь сделать".
"Значит, Палгьи Дорже взял на себя грех убийства Лангдармы, чтобы спасти Дхарму", - сказал я.
"Да, - сказал Далай-лама. - Это уникальный аспект буддизма Махаяна, который известен с древних времен. Одна из причин, заставляющая монахов древнего буддизма Хинаяна (Тхеравада) утверждать, что Будда не учил Махаяне и что в учении Махаяны допускаются случаи, когда оправдывается даже убийство".
Материал из книги "История Тибета. Беседы с Далай-ламой".
|